Вход - Регистрация
  • rss
  • vk
  • tw
  • ya
19
февраля
пн
утром пасмурно, небольшой снег −17 °C
днем малооблачно −16 °C
gismeteo.ru
Цены на бензин
АИ-9232.50АИ-9536.20
АИ-9838.55ДТ36.50
petrolplus.ru
Курс Валют ЦБ РФ
USD59,6207
EUR69,6787

БлогиКультураАлександра Яковлева

Хранитель времени

Главная новость
Совсем не детская сказка Мартина Скорсезе "Хранитель Времени", пропитанная насквозь духом стимпанка, повествует вовсе не о мальчике-сироте Хьюго с его боевой подругой – филологической Изабель и даже не о великом режиссере Жорже Мельесе, как может показаться из основной фабулы. Она – о природе кино, о его функционировании, его зарождении и развитии.
22.10.2012 11:26 Поделиться:

I. Кино про кино

Постаревший Мельес, ушедший от киношных дел в лавку игрушек, листает блокнот Хьюго со схемами сборки причудливой механической куклы – Автоматона, – и перед его глазами мелькают кадры флипбука, разворачивается настоящее кино, выдуманное еще провансальскими катарами в эпоху Средневековья. Именно поэтому Скорсезе берет в качестве декораций Париж, а в качестве правдивой истории – биографию французского режиссера Жоржа Мельеса, чьи фильмы в большинстве своем утрачены или забыты. Но главное – то, как природа кино проникает в наш мир. "Призраки", – шепчет старый Мельес и захлопывает блокнот-флипбук, чтобы не выпустить их на свободу. Но поздно, фликер уже работает, невидимый оператор крутит ручку кинопроектора, стрекот пленки – и рассеянный свет луча отбрасывает на белое полотно воспоминания, чтобы воскрешать призраки прошлого. Хьюго подвержен этим призракам, он занимается своеобразным столоверчением, чтобы вызвать дух отца или хотя бы получить о нем весть с помощью механической куклы. И отец отзывается из Безвременья кадром фильма "Путешествие на Луну" Жоржа Мельеса, нарисованного Автоматоном. Кино живет в рисунках, они мерцают и движутся, и этой магии подвластно всё вокруг. Дети идут в кинотеатр на фестиваль немого кино, «Прибытие поезда» врывается в реальность, становится ею, герои даже не играют в кино, как Мечтатели, они живут им. Кино – истинный хранитель времени. Оно способно вызвать призраки минувшего, оперировать временем огромных механизмов, поездов и кинематографа, временем технической революции и… Первой мировой войны.

II. Первая мировая как рана европейской культуры

Нежный мальчик Хьюго совершенно лунарен и в чем-то похож на Василька из «Долгой Помолвки», а его подруга Изабель, книжная девочка, – на сильную, солярную Матильду. Вместе с тем они же – Гензель и Гретель из сказки братьев Гримм, Полли и Дигори, вечные, бессмертные брат и сестра, порождения новой эпохи. Странно проецируются эти дети в образах станционного инспектора и цветочницы: темноволосый голубоглазый калека в васильковой форме, давно разучившийся улыбаться, и солнечная, тонко чувствующая девушка, чей брат погиб на Первой мировой под Верденом. Она окутана цветами (Матильда рисует только цветы!), но для инспектора выбирает именно нежно-синие ирисы. Он же получил травму на войне и теперь вынужден носить протезу, механический саркофаг, поддерживающий его ногу. Только с ним он чувствует себя полноценным мужчиной. События фильма разворачиваются во времени, когда все мужчины как бы умерли. Даже вернувшиеся с войны больше не чувствовали себя живыми, полноценными. Они – «потерянное поколение», изуродованное войной. Эта война все еще перед их глазами, в их сердцах, в искалеченном теле. В первые минуты фильма, когда инспектор в погоне за Хьюго сносит все на своем пути, неловко ковыляя механической ногой, а потом цепляется ею за отправляющийся поезд и падает, бедный…! Уже тогда открыто зияет его рана – такого же неприкаянного сиротства, одиночества, неполноценности.

Скорсезе необходимо было наметить пунктиром Первую мировую. Причины, по которым разорился и был забыт Мельес, связаны скорее с Эдисоном, но герой фильма утверждает, что его забыли из-за Первой мировой – потребность в его «фабрике грез» отпала, и он, подобно Доктору Парнасу Гиллиама, всеми забылся до поры.

III. Стимпанк, литература, кино

Новомодное явление эпохи Эдисона, Теслы и братьев Люмьер – кинематограф, который последние считали временным увлечением публики, преходящим и проходящим. Стремясь монополизировать это развлечение, пока зритель еще был увлечен новинкой, Люмьеры не продали Мельесу технологию кинокамеры, однако французский режиссер нашел способ снимать свое кино. И – парадоксально – именно синефилию пресекает Мельес в своей крестнице, запрещая ей ходить в кинотеатры. Девочка, с детства увлеченная книгами, читает наизусть Кристину Россетти (сестру художника-прерафаэлита Данте Габриэла Россетти), знает, как плачет Хитклифф, и почти влюблена в Коперфильда. Причастность к литературе для нее главенствующий фактор, определяющий границу между «свой – чужой». Но Хьюго читал Жюля Верна и «Робин Гуда», поэтому с ним можно пускаться в опасные и увлекательные приключения, о которых пишут в книжках. Однако самым главным приключением становится для Изабель нелегальный поход на фестиваль немого кино, где она впервые видит «движущиеся картинки», и это для нее откровение, которое подарил ей Хьюго – страстный синефил, перенявший любовь к кино от отца (как, впрочем, и профессию механика, призванного починить, реконструировать разрушенный в войне мир). Вот и встретились литература и кинематограф как взаимопроникающие, дополняющие друг друга парадигмы в культуре. Никакого противодействия, лишь плавное влияние друг на друга, наследование эпохи книги и эпохи кинопленки.

В этом ракурсе важным становится эпизод, когда мальчик и девочка проникают в стимпанковскую сказку – заводят Автоматона. Вопреки их ожиданиям он не пишет – не занимается скрипторством, не выполняет простую (в плане механической заданности) функцию письма, а начинает рисовать! И не принтерно, накладывая готовый рисунок от левого верхнего угла к правому нижнему, а творчески, избирательно, воспроизводя технологию общения нового времени – с помощью движущихся картинок, фликера.

«Хранитель времени» – фильм не только о кино, но и о литературе, потому что книги хранят память о прошлом даже лучше, чем киноплёнка. Но проникнуть в эту Нарнию могут только те, кто не утратил вкуса к жизни, кто умеет смотреть и видеть. Хьюго и Изабель, словно первые человеческие дети Полли и Дигори, попавшие в Нарнию, открывают заветный шкаф и обрушивают на себя ворох мерцающих кадров-рисунков, а Кристофер Ли, теперь добрый библиотекарь, одаривает их книгами, потому что книги должны попадать только в хорошие руки.

P.S.: По-французски имя героя должно произноситься как Юго. Но ещё интереснее тот факт, что это имя могло быть дано мальчику в честь французского писателя Виктора Гюго (у нас закрепилось неверное произношение его фамилии).

Просмотров: 3605 На главную
Добавить комментарий [Условия размещения]

Блоги

Светлана Фиксель Светлана Фиксель

музыкальный промоутер, концертный директор

Профессионалы музыкальной индустрии на гастролях

Раз в три месяца они собираются и обсуждают, какие артисты самые востребованные, как лучше сделать релиз нового альбома, как совершенствуется система электронных билетов, а также как застраховать концерт, продать артиста. Нет, дорогие мои, это не очередная "тви-пати" или собрание форума, – это конференция музыкальной индустрии.

 

16657 просмотров
Алексей Носов Алексей Носов

Общественный деятель, правозащитник

Страха нет...

Спрашивали мы не страшно ли идти на референдум под пулями правосеков. Все как один отвечали — лучше умереть за Родину на баррикадах, чем потом в подвале от ножа бандеровцев.

22275 просмотров
Справочник организаций
Организация, телефон, место

Справочник

Обсуждения
Алиса:

Советую съездить на море недельки на 3-4, но только летом. Сами понимаете, солнц...

// Организацию отпуска лучше доверить профессионалам
Алиса:

Советую вам посетить санаторий Кисловодск. У него большая территория, есть где п...

// Отдохнуть телом и очистить разум
Дмитрий:

Я как-то не фанат заграничного отдыха, Да и вообще особо не люблю за границу езд...

// Организацию отпуска лучше доверить профессионалам
При воспроизведении, распространении, переработке материалов сайта НовосибПресс обязательна прямая гиперссылка вида http://novospress.ru/
Редакция не несет ответственности за содержание материалов раздела "Блоги" и комментариев пользователей. Авторские блоги и комментарии пользователей выражают личное мнение авторов блогов и посетителей сайта.
Тел. редакции +7 903 927 51 80, Контактный e-mail: gorodpress@mail.ru