НаВятке - Новости Кирова

Сенсор для видеоигр станет "глазами" для людей со слабым зрением

Сенсор для видеоигр станет глазами для людей со слабым зрением
Устройство на основе сенсора Kinect от Microsoft пойдёт в основу целой системы ориентирования в пространстве для людей со слабым зрением. Разработка поможет не только разобраться, какие предметы окружают человека, но и подскажет адрес и этаж дома.

Этим проектом занимаются аспиранты Евгений Булушев (Институт автоматики и электрометрии СО РАН) и Алексей Забайкин (Институт вычислительных технологий СО РАН). Вся система представляет собой видеосенсор, ноутбук/планшет для обработки данных и передатчик информации человеку.

Устройства типа Kinect "сканируют" пространство в инфракрасном спектре, посылая сигнал, который искажается и отражается от предметов. Таким образом определяется расстояние и их форма. Microsoft наточил свой продукт только на распознавание жестов и мимики человека, зато предоставил базовые методы и инструменты интерпретации информации с картинки. Поэтому учёным придётся самим научить своё детище различать предметы. Во-первых, система должна находить предметы, а во-вторых, распознавать их как препятствия и определять родовую принадлежность. В этом отличительная особенность новосибирской системы от аналогов. В то время, когда все остальные приборы способны посылать только сигналы "препятствие", новая система расскажет, стул или диван находится перед пользователем. Сейчас учёные заняты созданием программного обеспечения, которое сможет выделять основные характеристики предметов. Этот этап очень важен, так как неверный алгоритм создаст у программы ложное представление о мире. Например, программа может принять за отличительную черту стола не наличие ровной поверхности и 4 опор, а цвет или постоянный беспорядок на этой ровной поверхности.

Последнее звено – передатчик данных человеку. Изначально планировалось использовать аудиосигналы, но врачи не советуют "забивать" этот канал информацией. Природа компенсирует слабое зрение острым слухом, а звуковая перегрузка только уменьшит способность людей ориентироваться в пространстве. В замену наушнику пойдут слабые удары током. Первые испытания показали, что к такой передаче информации человеческий мозг адаптируется буквально за пару дней.

До создания качественного продукта, пригодного для медицинского использования, предстоит пройти ещё множество стадий: эксперименты на роботах, согласование с врачами, дизайн и т.д.

Молодые учёные расценивают свой проект как хобби. К тому же, их институты не работают в области таких разработок, поэтому Алексей Забайкин и Евгений Булушев совмещают проект с основной деятельностью в институтах. Как рассказали учёные сайту СО РАН, новая система открывает огромные возможности как в медицине, так и в робототехнике. С помощью разработки можно научить робота делать практически всё, что угодно. Например, приносить хозяину пиво. Понятно, что такие роботы существуют уже давно. Цель эксперимента отладить механизмы идентификации предметов в пространстве.

Проект сложный, и разработчики столкнутся с многими трудностями. Так существуют нерешённые вопросы, например, ограничение для сканера в 8 метров. Очевидно, что использовать прибор с такими характеристиками возможно только в помещении.

Ещё один минус – дороговизна для конечного пользователя. Сам сенсор стоит около 2500 рублей, а для работы системы нужен ещё передатчик, ПО, ноутбук/планшет и аккумулятор.

18.07.2014