Вход - Регистрация
  • rss
  • vk
  • tw
  • ya
16
декабря
сб
утром пасмурно, небольшой снег −17 °C
днем малооблачно −16 °C
gismeteo.ru
Цены на бензин
АИ-9232.50АИ-9536.20
АИ-9838.55ДТ36.50
petrolplus.ru
Курс Валют ЦБ РФ
USD59,6207
EUR69,6787

НовостиНаука

Ученые попробовали "Яблоко Мёбиуса"

Недавно в Новосибирске прошёл первый сибирский фестиваль наукоёмкого искусства "Яблоко Мёбиуса", приковавший внимания всех заинтересованных в изучении неизведанного в Центре информационных технологий Академпарка на все 4 фестивальных дня. Мы решили выяснить у куратора экспозиции Ивана Дыркина, удалось ли художникам и учёным продемонстрировать новосибирцам наукоёмкое искусство.

2012-12-19 13:48:28 Поделиться:

- На фестивале в роли приглашённого эксперта присутствовала Ольга Левченко, которая рассказывала о выставке sci-art в Екатеринбурге. В числе прочего она сказала, что там основой экспозиции были уже готовые научные объекты. Что они отчасти даже спасали экспозицию. Здесь же художников куда больше, чем учёных. Это плюс или минус?

- Конечно это плюс, поскольку это в первую очередь искусство, а во вторую - нуакоемкое. Искусство должны делать артисты, науку - ученые. Но если в художнике кроется ученый, то это наш клиент. И если ученый на самом деле - художник, то мы даем ему шанс проявиться.

- Нет ли у тебя ощущения, что художники ещё не вполне готовы к такому формату? готовы в смысле научного знания?

- Такое впечатление действительно может сложиться по экспонатам, они во многом сырые. Но это из-за отсутствия этого направления в принципе, отсутствия индустрии. Главное - наличие потенциала. А он есть. А про готовность: ведь на самом деле мы все очень и очень далеки от полного знания о мире, хотя иногда может показаться наоборот. В этом смысле у художников гораздо больше потенциала, поскольку у них отсутствует иллюзия, что они что-то "знают". Если ученый хочет проявляться - это прекрасно. Несомненно, хотелось бы, чтобы учёные, склонные к художественной деятельности, становились художниками.

- Ты всерьёз считаешь, что учёные, решившие принять участие в фестивале, мечтают стать художниками, а их научная деятельность их не интересует?

- Я считаю, что те немногие ученые, которые приняли участие в фестивале, сделали нам одолжение, конечно, снизойдя к нашему фестивалю. И прекрасно, что он занимается своей научной деятельностью. Если он сможет совмещать два вида деятельности - это прекрасно, мы стремимся к человеку универсальных умений. Если появится новое направление, где будет возможность реализовываться людям в качестве художников, то хорошо.

Ученые и художники - это две сферы, где важно авторство. И в мире учёных это ещё более ярко выражено, мне кажется. Вообще хотелось бы видеть честолюбие в качестве стимула к участию в фестивале. Хотя, конечно, учёным это может быть интересно по другому поводу. Во-первых, популяризация науки, её доступность. Устранение внутреннего барьера и стереотипа о том, что наука - это нечто непостижимое и недосягаемое, скучное и нудное. Наглядный результат работы ученых. Во-вторых, демонстрация области применения научных достижений и расширение сферы, в которую наука может проникать – это мне кажется наиболее важным. В-третьих, возможность посмотреть на результаты своей научной деятельности с другой стороны. Да и вообще – со стороны.

- Насколько, по-твоему, прошедший фестиваль приблизил учёных к описанным тобой целям и возможностям?

- Думаю, что для того чтобы достичь этого как цели, требуется не один десяток фестивалей, конкурирующих между собой, как минимум несколько лет деятельности в этом направлении. Наш фестиваль лишь приоткрыл дверь, за которой огромное пространство для работы и для возможностей.

-Расскажи, как ты понимаешь science-art. Каким требованиям должен соответствовать sci-art объект?

- Я считаю, что рефлексия на тему науки - именно это уже можно назвать sci-art’ом. Другого у нас пока нет и быть не может. Арт-объект должен быть интересен с точки зрения искусства, то есть ставить этические вопросы или открывать новые смыслы. Желательно обладать многослойностью. А чтобы соответствовать science-части, художник должен использовать в его создании научный метод. Либо опираться на технологию, скорее всего на современнейшую. Чем свежее технология, тем свежее проблемы с ней связанные. Но это не непременное условие.

- Камера, распознающая лица уже устаревшая технология. С такими-то темпами развития.

- Да, но мы не выставка достижений гаждето-хозяйства. Мне кажется, работа Алексея Грищенко удовлетворяет в полной мере требованиям sci-art’a. Наука рождает новые технологии. В данной работе обыгрывается технология распознавание лиц: предлагается соответствовать этой технологии, ставится проблема отношений людей с приборами, кто под кого продавится в конечном итоге. Наука, как и искусство, окружает нас повсюду, вопрос в глазах смотрящего. На мой взгляд, коль я допустил как куратор проект на выставку, то в нем есть научная составляющая.

25 кадр Дмитрия Дорогого - это несомненно science-art. Там глубокая этическая проблема - раз. Это новая разработка, невозможна без технического решения. Кроме того, есть ещё один научный вопрос: как именно происходит реакция на объект. Наверное, тут как раз вот эта составляющая этическая - можно ли использовать 25 кадр или нельзя? Именно она и есть составляющая искусства. Мне интересней проблема, которую распознаёт художник в технологии. Но, конечно, хотелось бы видеть больше работ, созданных именно научным методом, но для этого должна быть среда.

- А будет спрос на sci-art в Новосибирске?

- А есть спрос на науку или на искусство? 

- Как показывает практика, спрос сначала есть, а потом исчезает.СЦСИ нам это демонстрирует. То есть про науку я не знаю, а на современное искусство спроса как-то нет. Или не столько, сколько хотелось бы.

-Спрос - это такое словечко из экономики. Когда что-то интересно нескольким людям это для них и является важным. Было бы здорово, чтоб появилось такое сообщество людей, которым этот science-art и будет интересен.

- Но ведь аудитория хочет видеть sci-art. Такой, который в мире принято таковым считать, а не "рефлексию на тему науки". То есть интерес есть к science-art, но если science-art не появится в самое ближайшее время, то интерес-то останется, а вот доверия не будет. Нет таких опасений?

- Вообще, конечно, мы с фестивалем не претендуем на мировой уровень сразу и сходу. Наша задача была создать новую возможность для местных художников и ученых. Возможно, открыть новые имена для зрителей, получить тех самых зрителей и критиков. Потому по результату я могу сказать, что для первого блина наш комок вполне съедобный, хоть и на любителя. Будем надеяться, что интерес к science-art в результате нашего фестиваля у сибиряков возник, и на следующий фестиваль художники и ученые придут с новыми идеями и сумеют показать то, что поразит воображение и искушенного зрителя.

На выставке я видел мальчика лет 10, у него не получалось сыграть в интерактивной инсталляции "Лови-пинай". Так вот он кричал: "Я убил бы этого художника! Почему она не работает?!" Мне кажется, многие люди, которые критикуют уровень работ, очень напоминают этого ребенка, привыкшего потреблять, но не научившегося думать и искать смыслы.

- Городецкий на встрече с блогерами сказал, что не понял "Яблока Мёбиуса" и не готов к такому искусству. Прокомментируешь?

- Мне хотелось бы уйти от политики, которая мне лично непонятна так же, как искусство политикам. Пусть каждый занимается своим делом. Будем надеяться, что политики занимаются своими делами профессиональней нас.

Для печати Отправить другу На главную
Добавить комментарий [Условия размещения]
Блоги
Алексей Носов Алексей Носов

Общественный деятель, правозащитник

Страха нет...

Спрашивали мы не страшно ли идти на референдум под пулями правосеков. Все как один отвечали — лучше умереть за Родину на баррикадах, чем потом в подвале от ножа бандеровцев.

18814 просмотров
Справочник организаций
Организация, телефон, место
Обсуждения
Ярыч:

Если начнут массово уничтожать комаров, только потому что ни видите ли причиняют...

// Новосибирские ученые предложили убивать комаров грибами
Вотаку:

Кого назначат виноватым? Родителей, школьных учителей или знакомых девушки? У на...

// Спасатели отговорили девушку прыгать с новосибирского моста
Гена:

А сами квартиры как были недоступны, так и остались... Пока не будет закона Серг...

// В Новосибирске подешевела недвижимость
При воспроизведении, распространении, переработке материалов сайта НовосибПресс обязательна прямая гиперссылка вида http://novospress.ru/
Редакция не несет ответственности за содержание материалов раздела "Блоги" и комментариев пользователей. Авторские блоги и комментарии пользователей выражают личное мнение авторов блогов и посетителей сайта.
Тел. редакции +7 903 927 51 80, Контактный e-mail: gorodpress@mail.ru